Скрепер
Скрепер состоит из следующих основных частей: ходового оборудования (одноосного или двухосного), рабочего оборудования (ковша), механизмов управления ковшом и заслонкой. Приводят в движение скреперы одноосным или двухосным тягачом или собственными двигателями.
Скреперы подразделяют на прицепные, полуприцепные и самоходные. В соответствии с этим у прицепных и полуприцепных скреперов кроме перечисленных выше основных узлов имеется сцепное устройство, а у самоходных - и силовое оборудование.
Главным параметром скрепера является геометрическая емкость ковша в м3; основными - грузоподъемность, ширина резания, глубина заглубления и удельная металлоемкость. Большая производительность достигается засчет работы вместе с экскаватором.
По емкости ковша скреперы условно подразделяют на скреперы малой емкости с объемом ковша до 4 м3, средней - 5-12 м3, большой - 8-15 м3. В последние годы начали применять скреперы с емкостью ковша до 60 м3.
Грузоподъемность скрепера определяют по емкости ковша с «шапкой» при объемной массе разрыхленного грунта 1,5 т/м3. Ширина резания для скреперов емкостью 4-25 м3 колеблется в пределах от 2200 до 2800 мм.
Максимальная глубина заглубления для этих же скреперов состаиляет 250-400 мм, удельная металлоемкость 1-1,2 т/м3. Чем больше емкость ковша, тем меньше металлоемкость скрепера.
Работает скрепер следующим образом. Подъехав к месту набора грунта, скреперист переключает тягач на первую передачу и одноименно опускает ковш, приподнимая заслонку. Ковш врезается в грунт под действием собственного веса, усилий гидроцилиндра (при гидравлическом управлении) и силы тяги трактора (прицепной скрепер) или силы тяги одного-трех толкачей (самоходный). Во время заполнения скреперист следит за наполнением ковша, регулируя толщину стружки в зависимости от загрузки двигателя. Обычно ковш быстро заглубляется на максимальную глубину, а затем постепенно поднимается, чтобы поддержать силу тяги на более или менее постоянном наиболее эффективном уровне. Путь заполнения в зависимости от емкости скрепера и крепости грунта при обеспечении необходимого тягового усилия колеблется в пределах от 8 до 35 м. Когда грунт перестает поступать в ковш вследствие того, что уменьшенная толщина стружки уже не в состоянии пробить массу грунта в ковше, скрепер начинает подъем ковша, закрывая заслонку, переводит управление на второй или третий диапазон скорости и направляется к месту разгрузки. У большинства скреперов разгрузка производится на ходу вперед. В зависимости от емкости скрепера толщина разгружаемого слоя составляет 0,20-0,60 м. Она регулируется опусканием или подъёмом заслонки. Путь разгрузки достигает 15-40 м.