Скрепер. Часть 2
Процесс работы скрепера происходит непрерывно. Только скреперы с задней разгрузкой останавливаются для разгрузки, если она производится под откос с насыпи.
При больших объемах работ скреперы работают группами 10-30 машин, которые движутся по замкнутой линии, имеющей обычно в плане вид прямоугольника с закругленными углами.
Нижний предел целесообразной дальности возки для колесных тягачей составляет 150-200 м. Так как на коротких расстояниях не могут полностью использовать свою скорость, их следует использовать на работах небольшого объема при наличии прицепных скреперов и двухосных тягачей, не занятых на других работах.
Полуприцепные (самоходные) скреперы изготовляют емкостью 6-45 м3. При емкости 6-10 м3 их чаще применяют с одноосными тягачами мощностью 150-270 кВт и используют для работ небольших объемов, при расстояниях возки 150-2500 м в условиях, требующих высокой маневренности (например, засыпка пазух шлюзов, небольших котлованов, отсыпка с головы невысоких насыпей и в сложных реальных условиях).
При емкости 12-45 м3 при хороших дорогах полуприцепные скреперы применяют с одноосными колесными тягачами мощностью 300-1600 кВт. Реже, при дальности возки более 2,0 км, они используются с двухосными тягачами такой же мощности.
Максимальный подъем, преодолеваемый груженым полуприцепным скрепером на первой передаче колесного тягача, составляет 30-35%. Наиболее маневренными и быстроходными землеройно-транспортными машинами являются полуприцепные скреперы с одноосными тягачами. Однако их недостатком является то, что на ведущую ось тягача передается только 52-55% веса груженой машины. Это значительно снижает их тяговые возможности и заставляет обычно прибегать при заполнении их к помощи 2-3 толкачей, которыми могут служить либо двухосные тягачи, либо гусеничные тракторы со специальным буфером, снабженным демпферным устройством или в крайнем случае обычным отвалом бульдозера, упирающимся в буферное устройство скрепера. Еще меньше используется тяговое усилие у двухосных колесных тягачей. У них на ведущую ось передается 37-38% веса груженой машины.
Заполнение ковша за счет тягового усилия зависит от физико-механических свойств грунта. В правильно сконструированном ковше заполнение его грунтом может быть разделено на три фазы.